Для нормальной работы малого предприятия необходимо создать оптимальную структуру управления и взаимодействия между подразделениями. На практике это означает распределение функций с разделением всего объема работы на несколько компонентов или направлений.
Виды и особенности организационных структур
Рабочий процесс может координироваться путем обоюдного согласования, т.е. контроль работы осуществляется самими сотрудниками. Функция прямого контроля возлагается на руководителя компании либо конкретного подразделения. Еще один вариант контроля – соответствие результата заданным стандартам.
Различают несколько моделей организационной структуры управления малым предприятием:
- Линейная – работой каждого подразделения руководит управленец, который аккумулируют соответствующие функции. Он подчиняется директору компании либо вышестоящему управленцу;
- Функциональная – определенные должности группируются по отделам. Например, один отдел занимается производственной деятельностью, другой – вопросами сбыта, третий – финансами и т.д.;
- Линейно-функциональная – функциональные службы готовят сведения для линейных руководителей. Последние на основе этой информации принимают управленческие решения. Такая схема подразумевает наличие руководителя в каждом подразделении, но один руководитель может управлять сразу несколькими отделами;
- Дивизиональная – сотрудники распределяются по отделам с учетом видов производимой продукции, регионов сбыта, групп потребителей. К примеру, может быть директор по каждому отдельному продукту;
- Матричная – группирование на одном уровне управления происходит по нескольким параметрам;
- Комбинированная – функции и должности комбинируются по разным критериям. Пример: директора по персоналу, маркетингу, производству и др.
Чем совершеннее и функциональнее система управления, тем выше результаты работы предприятия.
Нюансы создания организационной структуры на малом предприятии
При формировании организационной структуры на малых предприятиях следует учитывать несколько нюансов:
- Неправильное разделение труда приводит к чрезмерной нагрузке на сотрудников, совмещающих слишком большое количество обязанностей. Это дает негативный эффект в плане качества работы и производительности труда;
- Руководитель в малых компаниях чаще всего непосредственно участвует в производственном процессе;
- Деление на отделы может отсутствовать либо подразделения имеют размытые границы ответственности;
- Между работниками существуют прямые короткие каналы, что может позитивно влиять на результаты их труда и деятельности компании в целом;
- В основном координация работы осуществляется через прямые согласования, а между сотрудниками преобладают неформальные отношения.
Основным преимуществом малых предприятий при наличии оптимизированной организационной структуры является хорошая гибкость в части реагирования на изменение спроса, рыночной ситуации и прочие перемены. В таких организациях лучше всего формировать небольшое количество уровней управления и короткую цепь команд, чтобы не сталкиваться с тормозящими факторами.
Для формирования эффективной организационной структуры необходимо четко определить должностные обязанности каждого сотрудника и подразделения, наладить связи между ними, а также максимально упростить процесс согласования.