Сайт выставлен на продажу.
По всем вопросам обращайтесь на почту nii@nii.kz или Telegram

Минимальное предложение: 350.000 ₸

Организационная структура малого предприятия

Для нормальной работы малого предприятия необходимо создать оптимальную структуру управления и взаимодействия между подразделениями. На практике это означает распределение функций с разделением всего объема работы на несколько компонентов или направлений.

Виды и особенности организационных структур

Рабочий процесс может координироваться путем обоюдного согласования, т.е. контроль работы осуществляется самими сотрудниками. Функция прямого контроля возлагается на руководителя компании либо конкретного подразделения. Еще один вариант контроля – соответствие результата заданным стандартам.

Различают несколько моделей организационной структуры управления малым предприятием:

  • Линейная – работой каждого подразделения руководит управленец, который аккумулируют соответствующие функции. Он подчиняется директору компании либо вышестоящему управленцу;
  • Функциональная – определенные должности группируются по отделам. Например, один отдел занимается производственной деятельностью, другой – вопросами сбыта, третий – финансами и т.д.;
  • Линейно-функциональная – функциональные службы готовят сведения для линейных руководителей. Последние на основе этой информации принимают управленческие решения. Такая схема подразумевает наличие руководителя в каждом подразделении, но один руководитель может управлять сразу несколькими отделами;
  • Дивизиональная – сотрудники распределяются по отделам с учетом видов производимой продукции, регионов сбыта, групп потребителей. К примеру, может быть директор по каждому отдельному продукту;
  • Матричная – группирование на одном уровне управления происходит по нескольким параметрам;
  • Комбинированная – функции и должности комбинируются по разным критериям. Пример: директора по персоналу, маркетингу, производству и др.

Чем совершеннее и функциональнее система управления, тем выше результаты работы предприятия. 

Нюансы создания организационной структуры на малом предприятии

При формировании организационной структуры на малых предприятиях следует учитывать несколько нюансов:

  • Неправильное разделение труда приводит к чрезмерной нагрузке на сотрудников, совмещающих слишком большое количество обязанностей. Это дает негативный эффект в плане качества работы и производительности труда;
  • Руководитель в малых компаниях чаще всего непосредственно участвует в производственном процессе;
  • Деление на отделы может отсутствовать либо подразделения имеют размытые границы ответственности;
  • Между работниками существуют прямые короткие каналы, что может позитивно влиять на результаты их труда и деятельности компании в целом;
  • В основном координация работы осуществляется через прямые согласования, а между сотрудниками преобладают неформальные отношения.

Основным преимуществом малых предприятий при наличии оптимизированной организационной структуры является хорошая гибкость в части реагирования на изменение спроса, рыночной ситуации и прочие перемены. В таких организациях лучше всего формировать небольшое количество уровней управления и короткую цепь команд, чтобы не сталкиваться с тормозящими факторами. 

Для формирования эффективной организационной структуры необходимо четко определить должностные обязанности каждого сотрудника и подразделения, наладить связи между ними, а также максимально упростить процесс согласования.